Функциональная грамотность
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (А.А. Леонтьев)
Составляющие функциональной грамотности.
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Естественнонаучная грамотность
4. Финансовая грамотность
5. Глобальные компетенции
6. Креативное мышление
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Международные рейтинги качества системы образования опираются на данные исследований PIRLS, TIMSS, PISA.
Цель Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы – это качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Основной вопрос, на который отвечает исследование PISA: «Обладают ли учащиеся пятнадцатилетнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
Документы:
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
Московский центр качества образования
Методические рекомендации для педагогов:
1. Методические рекомендации СИПКРО для педагогов по формированию функциональной грамотности.
2. Методические рекомендации для учителей и родителей
3. Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
4. Рекомендации по формированию читательской грамотности
5. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
6. Функциональная грамотность для педагога.
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по читательской грамотности ПИЗА