МКОУ "Николо-Поломская СОШ"
                                             Парфеньевского муниципального  округа
                                                     Костромской области
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход


Электронный журнал

Карта сайта

Пятница, 04.07.2025, 12:44
     
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Сведения об образовательной организации
Администрация
Образование
Наша новая школа
Работы учащихся
Персональные страницы
Из истории
Разное
Категории раздела
Директор [4]
Школьное научное общество "ЭВРИКА" [0]
Воспитательная работа [0]
Методическая работа [0]
Спортивная работа [0]
Информационное пространство [0]
Лаборатория учителей начальных классов [2]
Лаборатория учителей русского языка,литературы,иностранных языков [2]
Лаборатория учителей гуманитариев [1]
Лаборатория учителей математики,физики,информатики [0]
МДОУ д/с "Берёзка" [0]
МДОУ д/с "Тополёк" [0]
Педагоги школы [11]
Главная » Статьи » Директор

" Демократизация управления образовательным процессом"

Доклад:

«ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ»

Директор МОУ «Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа»

Фалина Л.В.

 

Глубокие преобразования, происходят во всех сферах нашего общества - социально экономической, политической, культурной - все мы это ощущаем . Они затронули и систему образования в целом .  Принята концепция модернизации образования

Ключевыми направлениями в модернизации школьного образования являются: внедрение современной концепции управления  ориентированной на результат , где особое внимание уделяется формированию «нового» управленческого мышления т к формируется новая философия школы  вот это и требует от директора изменения взгляда на свою роль и место в процессе управления школой. Тяжело ,но приходит осознание  того, что управление качеством образования является новым управленческим подходом, способствующим разрешению противоречий в период инновационного развития системы образования. Управление качеством образовательного процесса понимается  как комплексный, целенаправленный, скоординированный процесс воздействия на все его элементы , в целях достижения результатов адекватно требованиям  нормам, стандартам и ожиданиям. Это возможно в условиях демократизации управления образовательным процессом, что предусматривает активное влияние родительской общественности и ученического самоуправления на формирование образовательной политики школы, открывает новые горизонты в развитии его образовательного пространства. Мы тоже становимся на путь демократизации.

В своей деятельности мы основываемся на следующей нормативной базе: Закон РФ «Об образовании», Федеральный Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», Концепция модернизации образования, Концепция государственно-общественного управления общего образования (Институт управления образования РАО, М., 2005), Письмо МО РФ № 22-06-1024 от 3.08.2001 г. «Об активизации государственно-общественного управления ОУ».

Слагаемые нового управления образованием:

1. Демократичность — приверженность участников образовательного процесса к демократическим принципам, ее стремление к равноправию в отношении участников ОП, соблюдение прав человека и ребенка, Закона РК о правах ребенка. Цель: демократизировать весь управленческий и образовательный процесс и условия его гуманизации.

2. Гуманистичность — это человеколюбие, признание человека, гражданина, личность высшей ценностью в системе образования и в интересах устойчивого развития общества. Цель: гуманизировать отношения между участниками ОП; гуманизировать содержание и формы, методы и средства, условия труда; признание самоценности личности.

З. Эвристичность - как ТВОРЧЕСТВО - открытие, сотворение, инновации, способствующие развитию мастерства и творчества, САМО -сти руководителя школы и участников ОП. Цель: превращение педагогического творчества в один из ведущих видов педагогической деятельности.

4. Эстетичность — чувственная сторона эстетической реальности; умение использовать законы и нормы эстетики в ОП для достижения педагогического мастерства на основе диагностики. Цель: научить участников ОП стремиться к прекрасному, видеть прекрасное.

5. Личностно-ориентированность - ориентация на каждую конкретную личность и создание природосообразных условий для саморазвития индивидуальности. Цель: развитие и саморазвитие человека, гражданина, личности и способствование раскрытию

 

творческого потенциала каждого участника ОП как личности, ее самоактуализации и гуманизации.

С р е д с т в а:

1. Создание функциональной структуры управления, разработка должностной инструкции управленческого и педагогического составов с детальными описаниями их прав, обязанностей, ответственности и соответствия с должностной инструкцией.

2. Делегирование полномочий ответственности в соответствии с должностной инструкцией.

3. Повышение профессиональной культуры управления и формирование директора и учителя как руководителя и педагога новой формации.

 

Реализацию критерия «сочетания принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада»  мы видим в переходе от парадигмы государственного управления образованием к парадигме демократического, государственно-общественного управления через внедрение и развитие следующих содержательно-деятельностных компонентов:

-             создание органов общественного управления всех участников образовательного процесса, введенных в организационную структуру управления МОУ «Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа»

-        обеспечение условий их результативного взаимодействия;

         -   создание комплексного целенаправленного координирующего   механизма воздействия на всю систему функционирования и развития ОУ.

 

 На кратком обзоре этих компонентов я остановлюсь.

1 компонент – создание органов общ. Управления всех участников образовательного процесса введенных в орг. Структуру управления.

 

Начну с ученического самоуправления.

В школе создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно-значимых целей.

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия

 

Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач. В результате развития самоуправления постановка управленческих задач во многом зависит от инициативы и самостоятельности учащихся.

Самоуправление  развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.

Цели самоуправленческой деятельности:

1.Содействие развитию ребенка.

2 Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдать следующие принципы:

1.            Деятельное выполнение работы органов самоуправления.

2.            Социальная значимость деятельности самоуправления.

3.            Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива.

4.            Взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления.

5.            Добровольность и выборность органов самоуправления.

6.            Инициатива, самодеятельность и творчество детей.

7.            Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки.

8.            Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы.

9.            Обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления.

10.        Взаимодействие всех органов самоуправления.

11.        Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.

 

Предложенная учащимися и доработанная в процессе совместного обсуждения модель самоуправления предусматривает определенную совокупность прав и обязанностей членов классного коллектива , экипажей школьной флотилии - систему постоянных и выборных поручений, которые позволяют учащимся освоить культуру демократических отношений, проявить социальную активность.

Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования индивидуализированного здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу.

Понимая, что нельзя «декретом» определить орган ученического самоуправления в школе, очертить круг его обязанностей, мы пытаемся решить этот вопрос, учитывая уровень зрелости детского коллектива.  Но, необходимо научить ребят всестороннему анализу своих дел, научить видеть накладки, кто и почему остался в стороне, увидеть сделанное «с высоты птичьего полета», оценить достигнутое ими, в том числе и их собственный рост. А для этого вместе с ними выработали схему оценки практических результатов, учитывая и количество участников, и их настроение, отношение к деятельности, взаимоотношения, возникшие в процессе работы. Т.е. мы не собираемся отдавать школу на откуп детям и «вешать» на них решение всех проблем, мы хотим научить их управлять школой вместе с нами (школой, а не отдельными участками ее жизни), ведь ученическое самоуправление необходимо и нам, педагогам. Очень трудно учить и воспитывать детей, не опираясь на их собственные силы и возможности. Элементарную дисциплину в школе наладить без желания и помощи самих детей, без понимания ими необходимости этой дисциплины, без контроля с их стороны, без высказывания ими замечаний своим товарищам, просто невозможно.

Т.о. речь идет не столько о самоуправлении учащихся сколько, о соуправлении вместе с педагогами и родителями

ПОЛОЖЕНИЯ

 

Участие родителей в управлении школой

 проблему демократизации  школьной жизни решить  можно лишь в том случае, если школа будет позитивно восприниматься как родительской общественностью, так и всем сообществом.

1. Участие родителей в управлении школой происходит через  родительский комитет, совет по профилактике правонарушений,  классные родительские комитеты и т.п.).

2.Особое внимание мы уделяем Повышению психолого-педагогических знаний родителей (университеты педагогических знаний,  лекции, семинары, практикумы, тренинги, индивидуальные тематические консультации,  и т.п.).

3.Происходит активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, дни открытых дверей, посещение уроков, кружки, секции, клубы, совместные творческие дела, праздники, культурно-массовые и спортивные мероприятия, конкурсы, выставки, соревнования, походы, экскурсии, акции, трудовые десанты, субботники, помощь в укреплении материально-технической базы школы, родительские патрули).  

Всё чаще в школу приходят родители (именно приходят, а не приводят своих детей), которые могут и что самое главное хотят быть полноправными членами школьного сообщества, активно участвовать в работе школы, выдвигать и реализовывать идеи, позволяющие школе функционировать полноценно. То есть в школе стали появляться родители не только требующие от школы решить те или иные задачи, но и сами помогающие в постановке и решении этих задач.

83% родителей считают, что все организационные мероприятия по развитию государственно-общественного управления в школе соответствуют процессам демократизации общества, помогают решать проблемы защиты прав, доступности участия каждого в деятельности общественных органов управления, формируют активную жизненную позицию

10% родителей считать такую парадигму управления излишней, делегируют все полномочия директору, педколлективу. В случае возникновения проблем склоняются к обращению в органы управления образования.

У нас создан и успешно функционирует Попечительский совет .

ПОЛОЖЕНИЯ

 

   Система педагогического самоуправления в школе

Составной частью общей системы школьного самоуправления является самоуправление педагогического коллектива. Цель педагогического самоуправления – реализация потребностей и интересов учителей.

.

. В систему органов самоуправления педагогов входят:  педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе),  Методический совет,  методические объединения учителей которые- теперь у нас они называются научными лабораториями, объединение  классных руководителей, малые педсоветы, аттестационная и другие комиссии педагогов.

 

Высшим органом педагогического самоуправления является педсовет.

 

Педагогический Совет школы – высший постоянно действующий орган самоуправления педагогического коллектива. Заседания проводятся на основании плана школы.

Цели:

- координация деятельности педагогического коллектива;

- направление деятельности коллектива на совершенствование и развитие образовательного процесса;

- ориентация деятельности педагогического коллектива на реализацию государственной политики в области образования;

- определение направления деятельности учителей на совершенствование и повышение их методического и педагогического мастерства;

- решение вопросов, связанных с переводными и выпускными экзаменами, с переводом и выпуском учащихся;

- решение вопросов, связанных с изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта;

- рассмотрение вопросов, связанных с информационным и методическим обеспечением;

- рассмотрение вопросов, связанных с внедрением в образовательный процесс новых современных методов и технологий;

- рассмотрение вопросов, связанных с взаимодействием родительского комитета с органами ученического самоуправления.

 

Педагогический совет:

-обсуждает и утверждает педагогическую концепцию школы, единые требования к работе с учащимися, социально-правовые и психолого-педагогические основы взаимоотношений с ними и их родителями;

- определяет организационную структуру педколлектива в соответствии с нормативными документами школы, утверждает распределение должностных обязанностей;

- выражает и отстаивает интересы педагогического коллектива и его отдельных членов в школе и за его пределами и т.д.

 

 

Большую работу в школе проводит Методический совет, который является коллективным профессиональным совещательным органом. В его состав входят наиболее квалифицированные, опытные, неравнодушные к своему делу, творчески работающие учителя, администрация.

 Этот орган педагогического самоуправления координирует усилия всех подразделений школы. Он осуществляет непосредственное управление методической работой: организует работу по повышению научно-теоретического уровня и методического мастерства педагогов, анализирует ход и результаты опытно-экспериментальной работы, работает над совершенствованием учебно-воспитательного процесса.

На своих заседаниях Совет рассматривает и согласовывает экзаменационный материал, материал школьных олимпиад, предметное тематическое планирование, авторские программы. Членами Совета разработаны циклограмма и план работы педколлектива по обеспечению преемственности начальной и основной школ, комплексно-целевая программа «Одаренные дети».

                                                                               организуются методические недели

Исследовательская работа Совета позволяет выявлять затруднения, недостатки в деятельности учителей, классных руководителей и вырабатывать программу регулирования и коррекции деятельности педколлектива.

Под руководством Совета в школе работают предметные научно-методические лаборатории:  учителей гуманитарного цикла,  учителей естественно-математического цикла,  учителей начальных классов , классных руководителей,  учителей  русского и иностранного языка и литературы

ПОЛОЖЕНИЕ

.

Экспертные комиссии, рабочие группы создаются на определенный период для осуществления определенных задач ( например внутришкольного контроля) из состава инициативных и творческих педагогических работников. По истечении определенного времени создаются новые комиссии в зависимости от вопроса, который проверяется или решается.

ПОЛОЖЕНИЯ

Таким образом совершенствуется орг. Структура управления с участием органов общественного самоуправления

Гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса – это работа по достижению согласия, взаимопонимания школьных работников, учащихся и родителей, по согласованию их прав и обязанностей в образовательном учреждении, разрешению различных вопросов.

В демократизирующейся школе каждый из коллективов и объединений взрослых и детей должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе и главное  нести равную ответственность за результат

 В широком плане демократизация школьного образования способствует активизации инновационных воспитательных и образовательных программ и проектов, более полному объединению участников образовательного процесса в реализации фундаментальных целей, обеспечивает функционирование и развитие системы совместной деятельности детей и взрослых, повышает социальную значимость их коллективной работы в рамках школы, комфортность пребывания учителей и учащихся в школьном коллективе.

Более того, демократизация школьной жизни, предполагая активизацию самоуправления, значительно усиливает воспитательную функцию учебного процесса, формирует социальную компетенцию детей, способствует укреплению кадровой и материально-технической базы, т.к. инициирует создание и развитие системы позитивных отношений между всеми субъектами образовательного процесса, обеспечивает положительный эмоциональный настрой в совместной работе.

 

   2 компонент- обеспечение условий их результативного взаимодействия;

В развитии системы демократического, государственно-общественного управления в школе можно выделить ряд промежуточных, на наш взгляд, значимых процессов:

1) -               отрабатываются компоненты информационного обеспечения процессов реализации государственно-общественного управления; -                     

-               разрабатывается пакет организационно-методического инструментария по вопросам самоуправления и общественного управления (положения, памятки, рекомендации);

-               отрабатывается механизм взаимодействия органов ученического, педагогического и родительского соуправления в образовательном пространстве школы. Разрабатываются  локальные акты, регулирующие взаимодействие между субъектами организационной структуры управления, функции, позволяющие структурировать эти взаимоотношения и взаимодействия

ПОЛОЖЕНИЯ

Такая целенаправленная разработка нормативной базы и функционала дает возможность развивать горизонтальные связи между органами общественного самоуправления и традиционными субъектами организационной структуры управления , что повышает эффективность взаимодействия, а, следовательно, улучшает результат – демократизацию образовательного пространства школы.

2) создан благоприятный психологический климат, позволяющий раскрыть индивидуальные, творческие способности участников образовательного процесса, созданы мотивационные условия активного участия  всех участников учебного процесса  в органах самоуправления (премия учителю, чествование участников творческих групп и МО (метод фестиваль), чествование лучших  школьников и лучших экипажей детской организации «ЛюДоЗ(фестиваль достижений)  чествование родителей участвующих в общественных органах управления и т.д.

Если говорить о 3 компоненте- в качестве целенаправленного координирующего механизма воздействия на всю систему функционирования и развития ОУ- сейчас будет запущен проект по созданию Совета по развитию

ПОЛОЖЕНИЕ

 

Таким образом,  я показала  становление демократических начал  в управлении образовательным учреждением

 

Школа – открытый социальный институт со своими традициями, философией развития, возможностями видеть и достигать желаемого будущего. Она решает проблемы не только сегодняшнего дня, но формирует мировоззрение того поколения, которое будет жить и творить во всей перспективе 21 века. И этому поколению необходимо будет осуществить сознательный демократический выбор государства. Решение этой задачи возможно лишь в том случае, если современная школа будет функционировать и развиваться на демократических началах.

 

Категория: Директор | Добавил: gsv (29.06.2009)
Просмотров: 7690 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Из школьной жизни
...

Поиск
Поиск по сайту

Поиск в Google
Статистика, погода

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Полезные сайты
  • Министерство просвещения РФ
  • Образование Костромской области
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Сеть творческих учителей
  • Российский общеобразовательный портал
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Сайт президента РФ
  • Президент России - школьникам
  • Портал детской безопасности
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сервер органов государственной власти РФ
  • ЕГЭ и ГИА


  • МКОУ "Николо-Поломская СОШ" © 2025Хостинг от uCoz